Land Cruiser: триумфальное шествие по миру

 

Этот легендарный автомобиль больше полувека разъезжает по дорогам всего мира.

Как же появился популярный джип и возникло понятие «внедорожник»? В данной статье мы подробно рассмотрим хронологию основных этапов появления и становления знаменитого автомобиля Toyota Land Cruiser.

Как же появился популярный джип и возникло понятие «внедорожник»

Bantam BRC-40.

Начало истории: первые модели 

История началась в далеком 1942 году, когда Япония вторглась в Филиппины, и в качестве трофея армией был захвачен автомобиль-тяжеловес Bantam MK II. Он был переплавлен в страну восходящего солнца и принят в разработку военным ведомством. В результате руководство поручило автомобильному магнату Toyota создать проект и выпустить аналогичное транспортное средство. Работы стартовали в апреле 1944, а в июле уже было выпущено шесть автомобилей! Модель получила наименование АК10, но из-за поражения Японии в военном конфликте и упадка экономики компания так и не начала серийный выпуск джипов.

К успешным разработкам авто руководство компании вернулось нескоро. В течение 10 лет после окончания войны между США и Японией правительство пыталось активно восстановить рухнувшую экономику страны: власть искала всевозможные резервы. США делали заказы на изготовление военной техники, чем во многом помогали Японии. В 1950 году был объявлен тендер на производство надежных и выносливых автомобилей для армии. Тендер выиграла компания Toyota, подписав крупный контракт на выпуск 100 машин типа Jeep.

 

За базу приняли американский армейский автомобиль Willys M38, скопировав дизайн и основные конструкционные элементы. Остальное японские мастера сделали из того, что было под рукой: раму позаимствовали у грузовика SB, многие запчасти — с американского M38, укомплектовали двигателем «Type В», который до этого ставили на четырехтонные грузовые автомобили. В результате получился мощный джип с колесной рамой 240 см, под капотом которого стоял движок в 85 л.с., разгоняющийся до 3600 оборотов за минуту.

 

Это была первая в своем роде модель легкового авто с полным приводом, 6-ти цилиндровым мотором и 4-х ступенчатой коробкой. Благодаря конструкционным особенностям, автомобиль не нуждался в понижающей передаче и легко заводился при помощи пусковой рукоятки в случае проблем с пусковой системой. Привод передних колес при необходимости можно было отключать. Благодаря мощному мотору на трансмиссии, не было понижающей передачи. Новая модель по внешнему виду была сильно похожа на Willys. Создатели практически полностью скопировали внешний дизайн: форму и размер фар, эргономику кузова, крылья, наличие тента, а также внутреннюю облицовку радиатора и некоторые другие элементы.

Двигатель "Type B"

Нужно отметить, что в те годы автомобили Jeep, которые пришли в Японию вместе с американцами, были очень популярны. Эта марка стала родоначальником и символом внедорожника. Именно поэтому компания Тойота назвала первый автомобиль, выпущенный под своим именем, Toyota Jeep. Модель же получила название BJ (от наименования двигателя «Type В» и названия модели внедорожника Jeep):  незатейливо и со вкусом!

Новый автомобиль идеально подходил для суровых военных условий. Первый Jeep BJ сошел с конвейера в 1951. Как не странно, американцев новинка не вдохновила. Желая доказать их неправоту, водитель-испытатель добрался на машине по непроходимой дороге горы Fuji до отметки 2390 метров!

За экстремальным тест-драйвом наблюдали руководители силовых ведомств, и возможности машин произвели на них впечатление. В 1951 компания получила заказ на производство транспортных средств для городского патруля. А чуть позже — от нескольких министерств. За год с конвейера сошло почти 300 внедорожников Jeep BJ.

 Серийное производство и модернизация Jeep BJ

В 1953 начинается массовый выпуск джипов. Полноприводной автомобиль охотно покупали не только для работы специализированных подразделений в сложных условиях. Автомобиль пришелся по вкусу и частным лицам, поскольку дороги в Японии после войны оставляли желать лучшего.

Примечательно, что джипы собирали на одном заводе, а детали изготавливали на нескольких других. Несущие рамы изготавливали на Toyota Honsya (Rolling), агрегаты, узлы, конструкции собирали на Arakawa Bankin Kogyo KK (кстати, сейчас это один из филиалов огромного японского холдинга).

Jeep BJ

 Это был надежный автомобиль с крепкой рамой (как мы уже упоминали выше, производителем использовались серьезные конструкции от больших грузовиков и тяжеловозов). Лестничная рама имела три сваи, поперечины которых сужались в передней части и поддерживали тяжелый и мощный двигатель, служили своеобразной опорой. А для обеспечения устойчивости автомобиля на дороге, поперечины, наоборот, расширялись, тем самым удерживая баланс. Между поперечинами (на участке трансмиссии и мотора) они имели замкнутое сечение. Жесткая конструкция обеспечивала устойчивость и высокую проходимость на сложных участках. Мастера использовали преимущественно металлические заклепки, обходились в то время без сварки.

Как появился Ленд Крузер, дальнейшее развитие автомобиля 

Двумя годами позже Jeep BJ переименовали в Land Cruiser, что в переводе означает «сухопутный крейсер» и полностью соответствует реальности. Правами на торговую марку на том этапе обладала компании «Willys-Overland». Новое название автомобилю придумал ее техдиректор Хенге Умехара. По его собственным словам, мистер Умехара хотел придумать благозвучное название, которые бы было не хуже, чем у основного конкурента (на тот момент англичане уже выпускали внедорожники Land Rover). Название появилось само собой, и было созвучно с английским вариантом.

Кстати, в США с 1934 по 1954 гг. выпускались автомобили с таким же названием. Возможно, м-р Хенге ничего не придумывал, а просто позаимствовал идею у американцев, и очень удачно, что именно в 1954 году они перестали выпускать данную модель автомобилей.

Надо сказать, что автомобиль, который продавался под ТМ Toyota, не пользовался большим спросом. Руководству компании нужно было срочно принять меры, чтобы увеличить продажи и собственную прибыль. Переименование — удачный рекламный ход, благозвучное название Toyota Land Cruiser способствовало повышению объема продаж в несколько раз!

Но компания Studebaker (США) предъявила претензии о присвоении авторских прав на имя Land Cruiser. Чтобы решить спор мирным путем и не выплачивать огромный штраф, японцы решили остановиться на сокращенном названии Lan-Cru, однако официально джип так и не переименовали. И под названием Land Cruiser известны именно японские автомобили, тогда как продукцию Studebaker знают немногие: коллекционеры, историки и люди, которые интересуются автомобилестроением.

К моменту переименования модельный ряд Jeep BJ включал несколько модификаций:

  • • BJ-T — туристический;
  • • BJ-J — авто для спецтехники;
  • • BJ-R — радиомашина;
  • • FJ-J — супер тяжеловес.

После очередных преобразований был поставлен еще более мощный мотор «Type F» и присвоена буквенная классификация. Компания начала производить две модификации: Toyota Land Cruiser FJ25 — базовая модель с тентом наверху и FJ35V — автомобиль с удлиненным шасси (265 см).

Дальнейшее развитие: расширение линейки, освоение новых рынков 

Дальнейшее развитие: расширение линейки, освоение новых рынков

В 1958 компания начала выпускать машины с левым расположением руля. Это было стратегическое решение, которое позволило выйти на иностранный рынок и начать продавать машины не только в Японии. Джипы Toyota Land Cruiser были представлены в Европе и Соединенных Штатах. Так как конкурентов джипам на мировом рынке не было (за исключением уже упомянутого авто Land Rover), компания заняла довольно жесткую и агрессивную позицию по продвижению своей продукции. Была разработана эффективная рекламная компания, не заметить новинку мог только слепой! Одновременно с рекламой Тойота продолжала разрабатывать и производить новые усовершенствованные модели, привлекая к ним еще больше внимания и расширяя регион сбыта.

Чуть позже, когда рынок Европы и США был освоен, здесь появились конкуренты с аналогичными моделями автомобилей, например, компания Nissan тоже активно продвигалась вперед. Было принято решение освоить менее заполненные рыночные ниши. Тойота сосредотачивается на странах Юго-Восточной Азии, Африки, Австралии, Южноамериканского континента, Ближнего Востока. Внутренний рынок был мало заполнен и здесь были все предпосылки для активного роста и продвижения продукции. По настоящее время машины Land Cruiser пользуются уважением и авторитетом во всем мире.

Первый автомобиль двадцатой серии был выпущен не в Японии, а в Бразилии. В 1959 здесь начали собирать машины из привозных деталей, которые производились на заводах Тойота в Японии.

Компания наладила стабильные поставки FJ35V Station Wagon в Австралию, причем, довольно в большом объеме. «Зеленый» континент был и по сей день остается основным регионом продаж. В свое время Тойота выиграла тендер на поставку большого количества внедорожников. Их заказали для работы в заснеженных и горных районах. Партнеры были впечатлены возможностями и выносливостью автомобилей в сложных условиях и на непроходимых дорогах. За сорок два года работы на внутреннем рынке страны было реализовано больше 400 тысяч экземпляров.

В 1965 компания выпустила юбилейный 50-тысячный экземпляр и вышла в лидеры продаж на территории США. Через восемь лет количество выпущенных автомобилей уже превышало 300 тысяч. В этот же период появилась модель, оснащенная не бензиновым, а дизельным мотором.

Начиная с 1967 года, компания выпускает автомобили разного класса комфортабельности. Появилась 50-я серия авто, которые разделили на классы. Для США и Австралии Тойота производит супер комфортабельные машины с кузовом Station Wagon, богатой внутренней отделкой, и дополнительными «наворотами». Долгие годы производитель устанавливал именно этот кузов на машины подобного класса. Благодаря своим солидным габаритам внедорожник FJ55 в народе получил прозвище «лось».

За 50 с лишним лет машины японской компании Тойота поставлялись в 178 стран. За время работы было реализовано больше 6,5 миллионов экземпляров. Модельный ряд расширился до семи модификаций. Каждое новое поколение машин имело усовершенствованную конструкцию. Разработчики старались сделать автомобили надежными, выносливыми, при этом максимально экономными. Как и самые первые модели Тойота Ленд Крузер, машины нового поколения являются символом непревзойденного качества, безопасности и универсальности. Такие характеристики принесли им славу на первоначальном этапе. За это ценятся в наши дни. Land Cruiser можно по праву присвоить статус легенды!

 Хронология изменений

1950 — война в Корее создала спрос на легкие военные внедорожники.

1951 — выпуск первого Jeep BJ по заказу правительства США для американской армии;

1954 — переименование модели в Toyota Land Cruiser, это название используется доныне;

1955 — выпуск первой усовершенствованной модели Land Cruiser 20;

1958 — Land Cruiser официально представлен в Европе и США;

1960 — выпущена новая модель Land Cruiser 40 с трехлитровым дизельным двигателем;

1964 — с конвейера сошел 50-тысячный экземпляр, в это же время появились две новые модели с типом кузова «пикап» и «универсал»;

1967 — выпущена новая модель авто Тойота Лэнд Крусер 55;

1980, 1984 — выпущены модификации Land Cruiser 70 и 80;

1996, 1998, 2002 — начато производство внедорожников с независимой подвеской (модели 90 Prado, Ленд Крузер100, 120 Prado);

2007, 2009 — конструкторами разработаны и выпущены в свет новые усовершенствованные модели Land Cruiser 150 и 200;

2011 — компания отметила 60-ю годовщину автомобилей Тойота;

2014 — в честь юбилея выпущена особая серия для внутреннего рынка Японии.

На каких континентах представлен бренд Land Cruiser

Машины японского бренда представлены в около 180 странах мира. На каждом из семи континентов можно встретить массивные и надежные внедорожники Land Cruiser. Особенно распространены автомобили в Европе, Южной Америке, на Ближнем Востоке, в России, Китае, Малайзии, Юго-Восточной Азии, Австралии, США, Африке и Антарктиде.

На каких континентах представлен бренд Land Cruiser

• Европа 

Мы уже рассказывали, что экспортировать автомобили Тойота в Европу Япония начала в 1958-1960 гг. после появления 40-1 серии машин. Самым первым был освоен рынок Нидерландов. За несколько лет торговая сеть Toyota покрыла территории всей Европы. Особенно высоким спросом машины Land Cruiser пользуются у немцев и французов, а также продаются во многих странах ЕС.

Джипы идеально подходят для экстремальных условий и больших городов. Конечно, габариты автомобиля не слишком удобны для городских улиц, но комфорт, надежность и представительный внешний вид перевешивают чашу весов в пользу внедорожника. Его используют в качестве частных и представительских машин, а также служебного транспорта.

• Южная и Центральная Америка 

Модели Land Cruiser с давнего времени популярны в странах Центральной и Южной Америки. Кроме прочих сфер, их используют на алмазных копях для перевозки грузов из удаленных и труднодоступных районов. Кстати, японцы построили заводы уже и на южноамериканском континенте, потому машины собирают по месту — в Венесуэле и Колумбии.

Тойота в южной и центральной Америке

• Страны Ближнего Востока

Тойота на ближнем востоке

В регионе великих песков внедорожники — не роскошь, а средство первой необходимости. Для передвижения по пустыне лучше автомобиля не найти. С конца прошлого века модели Land Cruiser поставляются практически во все страны Ближнего Востока: ОАЭ, Сирию, Саудовскую Аравию, Иорданию, Кувейт и другие. Их покупают богатейшие шейхи, а также используют для комплектования спасательных и специальных служб.

В Омане пикапы Ленд Крузер (моделей 40 и 70) вытягивают на берег рыболовецкие лодки, которые возвращаются с большим уловом. Машины оборудованы портативными холодильниками, в которые перекладывают улов, и транспортируют на рынок Маската.

Побережье Аравийского моря на большом участке не имеет портов, но здесь построено множество рыболовецких поселков. Рыбаки не имеют возможности продать улов в портах, поэтому вынуждены перевозить его на дальние расстояния, при этом обеспечивая сохранность и свежесть груза. Для транспортировки нередко используют именно этот автомобиль, так как он вместительный и универсальный. Преимущественно здесь можно встретить пикап 45 и 75 модели. Рыбу, упакованную в мешки со льдом, перекладывают в рефрижераторы, грузоподъемность которых достигает 2 тонн. Несмотря на тяжеловесность, автомобили двигаются достаточно быстро даже по плохим дорогам. Скорость достигает до 150 км/час, поэтому улов оперативно доставляется на рынок или в порт для последующей отправки в соседние страны.

Постоянно работая в условиях повышенной влажности и соприкасаясь с морской соленой водой, другие автомобили быстро бы покрылись коррозией и вышли из строя. А Land Cruiser остается в строю, несмотря на любые трудности!

ОАЭ — это страна, построенная в бескрайней пустыне, передвигаться за ее пределами можно только на верблюдах или на вездеходах. Последние используются в частных поездках, а также для туристических целей. Мастер-класс виртуозной езды по песчаным дюнам — популярное и увлекательное развлечение для туристов и японские внедорожники подходят для таких аттракционов как нельзя лучше. Популярны они в и городах в качестве повседневного транспорта. Также здесь практикуются уличные заезды, в которых участвуют автомобили разных производителей и моделей, Ленд Крузер постоянный участник импровизированных ралли.

В Бахрейне предпочитают автомобили представительского класса. Их покупают состоятельные люди, шейхи, пикапы возят дипломатов, представителей власти и т.д. Здесь одним из самых любимых развлечений является соколиная охота, поэтому машины переоборудуют специально под нее.

Местные жители говорят, что в Бахрейне машин Ленд Крузер очень много, они преобладают над другими моделями. Люди с разным уровнем достатка, сферой деятельности, увлечениями используют машины для разных целей. Можно утверждать, что это автомобиль, без которого невозможно обойтись в суровых условиях пустыни и города.

Россия

Одним из важных и объемных рынков для экспорта машин Land Cruiser являются страны СНГ и в частности Россия. Особенно они распространены в северных многоснежных регионах (Сибирь, Камчатка, Дальний Восток России) с суровым климатом и непроходимыми дорогами. В тайге без внедорожников также не обойтись, только они способны преодолевать сотни километров по снегу и непроходимым дорогам.

Китай

В Китае машины данного производителя популярны не меньше. На сегодняшний день Япония сотрудничает с Китаем по трем основным каналам: это автомобильные компании FTMS (FAW), GTMC (Toyota), TMCI (CBY Lexus). Toyota Land Cruiser в Китае производит и продает компания First Automobile Works, являющаяся автомобильным заводом № 1.

Тойота в Китае

Малайзия

Тойота в Малайзии

В Малайзии много джунглей, зелени, но и климат здесь достаточно сложный. В периоды дождей дороги нередко превращаются в реки, проехать по которым практически невозможно. Приходится использовать лодки или внедорожники, которые могут преодолеть любые препятствия. В джунглях проехать можно тоже исключительно на джипах. Самая распространенная модель — это, конечно же, Тойота Ленд Крузер.

Юго-Восточная Азия

Здесь автомобили считаются роскошью, и не так сильно распространены. Их приобретают состоятельные люди, которые хотят подчеркнуть свой статус при помощи солидного, надежного, внушительного автомобиля. Также его используют специализированные службы, дипломатические и правительственные ведомства.

• Австралия 

Зеленый континент по праву можно назвать второй родиной Ленд Крузер, здесь буквально на каждом шагу можно встретить автомобили этой марки. В первое время их заказывали для тяжелых работ на строительстве Hydro-Electric Scheme. Лесли Чарльз Тисс — промышленник и магнат горнодобывающей промышленности — заказал у японцев 13 машин Land Cruiser для работы на стройке, так как воочию видел, как они справляются даже со сложными функциями. Машины были задействованы для доставки персонала к рабочему месту и непосредственно в строительстве. Первая партия автомобилей работала на строительстве гидроэлектростанции до конца 50-х годов.

Массовый импорт автомобилей начался в 70-х годах. Тогда и сейчас Австралия является одним из самых масштабных рынков сбыта Toyota. Высокий спрос обусловлен разнообразием климатических зон, наличием регионов с суровым климатом и сложными условиями работы, масштабами континента. Если попасть в малонаселенный регион, не имея надежной машины, можно оказаться в серьезной переделке. Именно поэтому население Австралии использует внедорожники Ленд Крузер: они зарекомендовали себя с наилучшей стороны.

1981 год ознаменовался продажей 100-тысячного автомобиля Land Cruiser в Австралии. В 1988 было продано уже 200 тысяч, а в 1994 — 300 тысяч. И это на территории одного континента! Большую половину составляли тяжеловесные внедорожники 70-й серии, чуть меньше половины — облегченные модели 60, 80, 100. Последняя сотая серия была доступна в одиннадцати видах комплектации с тремя типами моторов.

Японские внедорожники задействованы и в туристическом бизнесе. Их используют в качестве транспортных средств для поездок в джунгли и пустыни. Частные туристические компании переделывают семидесятый Ленд Крузер в авто для перевозки клиентов. Для надежности, увеличения длины и грузоподъемности устанавливают третью ось. Некоторые компании просто удлиняют кузов. Такие автомобили здесь называют Land Cruiser Arkana.

Неважно, куда вы отправляетесь, в любом регионе Австралии можно встретить машины Ленд Крузер! Здесь он так популярен, что в честь выпуска 100-1 модели над Сиднеем был запущен самолет, который выписывал небесный след, имитирующий надпись «New Land Cruiser coming soon» (переводится как «Ждите новый Ленд Крузер»).

 • США

Соединенные Штаны — одна из первых стран, куда компания Toyota начала экспортировать свою продукцию. Потребители наблюдали все трансформации и развитие автомобилей. Необычайно популярны они и в наши дни. На западном побережье машины используются в качестве транспорта для отдыха. В Калифорнии проводятся ежегодные соревнования внедорожников и здесь можно увидеть немало джипов Land Cruiser разной модификации.

Стоит отметить, что в последнее время спрос на них немного уменьшился: это связано с появлением конкурирующих брендов Lexus LX и Sequoia. Компании нужно подумать о том, как повысить спрос и не потерять устойчивые позиции на американском рынке.

Африка

Экспорт первых машин на «черный» континент начался в 1958 году. Тогда Ангола закупила восемь внедорожников. Чуть позже машины были поставлены в Камерун, Ливию, Южную Африку и Нигерию. Сегодня автомобили Land Cruiser собирают по месту на заводе Toyota в Кении.

Машины используются в повседневной жизни, а также в туристических целях. Они оптимально подходят для того чтобы продемонстрировать туристам красоты пустыни, гор или джунглей.

• Антарктида

И, конечно, не обойтись без Ленд Крузеров на самом холодном континенте планеты — Антарктиде. Первый автомобиль был привезен сюда в 1965 (модель FJ40). Тогда он стоял на обеспечении группы японских ученых, которые высадились на континент для проведения исследовательских работ. На нем люди выезжали из базового лагеря Showa на дальние расстояния, чтобы провести разведывательные работы.

Тогда машина была несколько преобразована под соответствующие климатические условия: вместо колес установлены гусеницы, немного облегчена конструкция. Внедорожник использовался для транспортировки людей, снаряжения, оборудования; и прекрасно справлялся даже с самой тяжелой работой.

Тойота в Антарктиде

Япония

На родине внедорожники тоже пользуются спросом. Кроме основного завода-производителя здесь работает множество кустарных небольших фирм, которые переделывают стоковые автомобили в автомонстров! В повседневной жизни машины Land Cruiser используются в патрульных, охранных, специализированных службах: полиции, неотложной помощи, спасательной службы и т.д.

Хочется отдельно остановиться на горнодобывающей отрасли. Так как автомобили этой марки широко используются в данной сфере, причем на всех материках и во всех странах. Внедорожники работают в шахтах на глубине для транспортировки людей и руды.

Такие модели были изменены, чтобы могли выдерживать повышенные нагрузки. Например, топливный бак изготавливается из нержавеющей стали, которая не склонна к коррозии от кислой и соленой воды. Рама из особого сплава выдерживает агрессивные среды и высокие нагрузки, не подвержена искривлениям, трещинам и другим механическим повреждениям. Благодаря таким параметрам машины Ленд Крузер завоевали авторитет и уважение. Они надежны, долговечны, универсальны.

Ситуация на сегодняшний день 

В настоящее время машины Land Cruiser отправляются на экспорт более чем в 180 стран. Автомобили нашли применение в разных сферах: для патрульных и специальных служб, в промышленности, туризме, в качестве представительских автомобилей.

Ежегодные продажи в мире превышают 200 тысяч экземпляров. Компания отмечает несколько знаменательных дат. Главный юбилей исчисляется от года выпуска самой первой модели внедорожника АК10 (1942), еще один от начала серийного выпуска модели BJ (1953). В 2014 году компания отметила 60-летний юбилей Land Cruiser (в 1954 внедорожник получил это имя). В честь юбилея был выпущен ограниченный тираж книги-энциклопедии, посвященной истории уникального автомобиля, который знают и ценят абсолютно во всех уголках мира. Легенда продолжает жить и развиваться!

Пройти тест-драйв на Toyota Land Cruiser 200 и Toyota Land Cruiser Prado вы можете у нас в салоне Тойота Центр Харьков на Шевченко, 334, где вы таке можете узнать больше информации о данных моделях и не только. Также вы можете получить консультацию по телефону (057) 763-22-22 (многоканальный).

Ждём вас в нашем салоне!