Toyota RAV4: 20-летие «законодателя мод»

Совмещать несовместимые вещи или угодить всем? Казалось бы, это невозможно. А если и возможно, то решение должно быть смелым и простым одновременно.Полный привод, большая грузоподъемность, отличная маневренность и относительно небольшой расход топлива — именно таким виделся идеальный автомобиль многим людям конца ХХ века. Это должен был быть особый внедорожник, рассчитанный как для активного отдыха, так и для «серых» рабочих будней. Но долгое время на автомобильном рынке подобные автомобили отсутствовали в силу, как казалось, особой «фантастичности».Однако первыми на желание приобрести автомобили с такими характеристиками отреагировали именно в Toyota, выведя их из разряда фантастики. Впервые концепт автомобиля со звучной аббревиатурой RAV (Recreational Active Vehicle — автомобиль для активного отдыха) был показан во время автосалона 1989 года в Токио. А спустя пять лет — в марте 1994 года в Женеве перед публикой предстал небольшой полноприводный универсал Fun Cruiser.

В том же году модель поступила в продажу сначала в Японии, а спустя некоторое время автомобиль стал доступным в Европе, Африке, Австралии и латинской Америке, сразу же получив широкую популярность. Так, при первоначальном плане продаж во всем мире в 4,5 тысячи за первый месяц заказы составили 8 тысяч. При планировании производства в компании не рассчитывали на столь высокий ажиотаж, в связи с чем пришлось в срочном порядке увеличивать производственные обороты. И подобный спрос возник не спроста: сочетание особых технических характеристик с приемлемой ценой сыграли свою роль.

Первое поколение Toyota RAV4 представляло собой трехдверный короткобазный городской кроссовер, и он значительно отличался от всех известных на то время автомобилей с полным приводом. Это был принципиально новый автомобиль, фактически «открывший» эру городских кроссоверов. Его характерными особенностями стали полностью независимая подвеска и 2,0-литровый 16-ти клапанный двигатель 3S поперечного расположения. Помимо этого автомобиль оснащался 5-ти ступенчатой «механикой» либо 4-ступенчатым «автоматом». Более того, при длине кузова «всего» в 3,69 м Toyota RAV4 был значительно короче современных ему автомобилей B-класса.

При этом создание принципиально нового для своего времени автомобиля было не таким уж и простым. И одной из довольно сложных задач, стоявших перед главным инженером Масакацу Нонака, заключалась даже не в создании определенных инновационных технологий, сколько в необходимости убедить другие ведомства Toyota в важности выпуска автомобиля массового производства в сегменте, которого на тот момент фактически не существовало. Действительно, многим было сложно представить себе такой компактный автомобиль 4х4.

Однако благодаря свежему дизайну и отличным динамическим показателям вскоре после запуска RAV4 был признан «законодателем моды». При этом уже в первый год было реализовано более 53 000 автомобилей. И важно отметить тот факт, что большую их часть можно встретить на дорогах и сегодня. При этом именно первое поколение в течение шести лет получило, пожалуй, самое большое количество доработок.

Так, в 1995 году, спустя год после официального дебюта серийного автомобиля, появляются пятидверные варианты RAV4, которые были длиннее предшественника на 40 см. В 1996 году Toyota RAV4 выходит на рынок США. Немного позже появились модификации, главными характеристиками которых стали улучшенная отделка салона и ряд деталей, без которых невозможно представить активный отдых (к примеру, люк на крыше).

Но серьезные и глубокие изменения припали на 1998 год, когда Toyota RAV4 подвергся основательному рестайлингу. В частности, в салоне была полностью изменена панель обшивки дверей, появился электронный одометр, а также новая аудиосистема. Более того, автомобиль получил новую решетку радиатора, оптику и форму бамперов. А с 1999 года начали выпускаться модели RAV4 со спортивным кожаным салоном — RAV4L Special Edition.

Второе поколение Toyota RAV4 было представлено в 2000 году. Прежде всего, автомобили второго поколения получили увеличенную колесную базу, что вполне естественно привело и к увеличению кузова. При этом последний был в значительной мере улучшен в плане аэродинамики, став к тому же и более стильным. Второе поколение RAV4 комплектовалось двумя двигателями — 1,8 и 2,0 литровыми установками с мощностью 100 и 152 л.с. соответственно. Спустя два года — в 2002 году, к ним добавился и двухлитровый «дизель». К тому же именно в этом году появились комплектации RAV4, оснащенные автоматической КПП.

Следующего рестайлинга пришлось ждать до 2004 года, в рамках которого автомобилю заменили бампера, оптику, решетку радиатора и противотуманные фары. Но все-же самое главное, как обычно, скрывалось именно внутри! Автомобили 2004 года выпуска получили еще один двигатель объемом 2,4 литра и мощностью 163 л.с.

Осенью 2005 года во Франкфурте состоялась премьера третьего поколения Toyota RAV4, продажи которого официально стартовали уже с начала 2006 года. Качественные изменения в дизайне и увеличение в размерах сразу же придали новому RAV4 куда большей серьезности. А к уже известной гамме двигателей (2 и 2,4 литровые мощностью 150 и 163 л.с) прибавился атмосферный 3,5 литровый агрегат, а также «дизель» D-4D, развивающий 136 л.с. И если изменения не коснулись коробки переключения передач, то полный привод сменился на передний с подключаемым через магнитную муфту задним.

Нынешнее, четвертое, поколение Toyota RAV4 дебютировало в Лос-Анджелесе в декабре 2012 года. Это была уже полностью серийная версия автомобиля, в Украину приехавшего в марте 2013 года.

Изменения, которым подвергся RAV4 четвертого поколения, во многом стали неожиданными. Прежде всего, новый автомобиль унифицирован. В отличие от предыдущих поколений, имеющих как «короткие», так и «длинные» версии, нынешний «РАВ» стал универсальным 5-дверным 5-местным компактным кроссовером. При этом одним из наиболее заметных изменений, сразу же бросающихся в глаза, стал дизайн, соответствующий новому корпоративному стилю Toyota: узкие фары и прорезь решетки радиатора вместе с острыми линиями радиатора. Серьезным изменениям подверглась и дверь багажника, с которой сняли запасное колесо, переместив в поддон багажного отсека. Саму же дверь инженеры «заставили» открываться вверх, а не в бок, как было прежде. К слову, о багажнике, его длина увеличилась до 1025 мм, а это позволило повысить и его объем, который отныне составляет 547 л.

Естественно, что при изменении дизайна меняются и размеры. Так, RAV4 четвертого поколения в длину «подрос» до 4570 мм, и обзавелся единой колесной базой, равной 2660 мм. При этом в высоту автомобиль стал ниже на 15 мм, что в значительной мере позволило улучшить его аэродинамику.

Обновилась у кроссовера и гамма двигателей. В частности, для украинского рынка были предложены три мотора: уже знакомый и проверенный бензиновый 2-литровый с мощностью 151 л.с., а также новые 2,5-литровый (180 л.с.) и 2,2-литровый дизельный (150 л.с.). При этом двигатели работают в паре с 6-ступенчатыми «механикой», 6-ступенчатым «автоматом» либо вариатором.

Toyota RAV4, в свое время став инновационным автомобилем и «иконой стиля», на протяжении двадцати лет не только сумел сохранить лидерские позиции в сегменте компактных SUV, но и по-прежнему остается тем самым «законодателем моды» среди городских кроссоверов. Отчасти это связано с тем, что именно RAV4 стал первооткрывателем в своем классе.

Если у Вас есть вопросы - свяжитесь с нами!

Написать нам